- Рефрижера́тор (от лат. refrigeratus — охлаждённый, refrigero — охлаждаю) — транспортное средство для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов и иных грузов, требующих определённого температурного режима (химия, цветы, мороженое и т. д.).
- Авторефрижератор — автомобили, прицепы и полуприцепы с теплоизолированными (изотермическими) фургонами.
- Рефрижераторный вагон — универсальный крытый железнодорожный вагон для перевозки скоропортящихся грузов.
- Рефрижераторное судно — грузовое судно специальной постройки, оборудованное холодильными установками.
Авторефрижератор
Авторефрижера́торы — автомобили, прицепы и полуприцепы с теплоизолированными (изотермическими) фургонами, снабженные холодильными установками, поддерживающими в грузовом отсеке заданный температурный режим. Изотермические фургоны изготавливают из бескаркасных сэндвич-панелей, а каркасные фургоны утепляют пенопластом или другими теплоизоляционными материалами. Первоначально рефрижераторы для поглощения тепла использовали лёд. Сегодня рефрижераторы используют холодильную установку, или фазоизменяемый материал в эвтектических установках. В зависимости от размеров авторефрижератора его холодильная установка может использовать компрессор, непосредственно установленный на двигателе автомобиля, работать от электромотора, включенного в электросистему автомобиля, либо иметь собственный бензиновый или дизельный двигатель.
Массово трейлеры, оснащенные холодильным оборудованием, стали применяться в 1950-ых годах, позволив доставлять продукты в замороженном виде непосредственно в магазины.
В мире на 2002 год используется около 1,2 млн. авторефрижераторов. Значительная часть дальних перевозок по автодорогам выполняется с помощью полуприцепов, оснащенных собственной холодильной установкой.
Принцип действия рефрижератора
В холодильной системе в замкнутом контуре циркулирует под давлением хладагент, который находится в состоянии или газа или жидкости. Как правило, в качестве хладагента на авторефрижераторах применяют фреоны R-132a, R-22, R-404a. Процесс перехода фреона из жидкого состояния в газообразное и наоборот сопровождается поглощением или выделением тепла. Тепло поглощается внутри фургона и выделяется во внешнюю среду, при этом происходит охлаждение рабочего объёма фургона.
Перевозка грузов обычно осуществляться в пакетированном виде на поддонах (европалетах). Это необходимо для создания условий для циркуляции холодного воздуха вокруг груза.Авторефрижераторы требуют загрузки только предварительно охлажденных грузов. Поэтому применяются специализированные охлаждаемые доки (refrigerated shipping dock), находящиеся между стационарным холодильником и автомобилем. Для замороженных грузов в доке поддерживается стабильная температура около 1,5 градусов Цельсия, для охлажденных - порядка 4-7 градусов.